МБДОУ «Детский сад № 11 г.Беслана»
Уровень образования: дошкольное образование.
Цель дошкольного образования - формирование у ребенка общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, а также сохранение и укрепление здоровья.
Форма обучения: дневная.
Нормативный срок освоения образовательной программы дошкольного образования (нормативный срок обучения) составляет 5 календарных лет.
Язык обучения: Воспитание и образование в Учреждении ведется на русском и осетинском языках.
АККРЕДИТАЦИЯ:Согласно п. 1 ст. 33.2 Федерального закона об образовании в Российской Федерации 273-ФЗ государственная аккредитация в дошкольных образовательных учреждениях не проводится.
Учреждение реализует Основную общеобразовательную программу дошкольного образования, адаптированную основную образовательную программу.
КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Основная образовательная программа МБДОУ «Детский сад № 11 г. Беслана» Правобережного района РСО - Алания разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15) и Методических рекомендаций по использованию Примерной основной образовательной программы дошкольного образования при разработке образовательной программы дошкольного образования в образовательной организации (ФИРО, август 2015г.) Кроме того, учтены концептуальные положения используемой в ДОУ комплексной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. При разработке программы, также, учтены особенности образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов воспитанников.
Основная образовательная программа МБДОУ «Детский сад № 11г.Беслана» направлена на разностороннее развитие детей с 2-х до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.
Программа МБДОУ «Детский сад № 11 г.Беслана» направлена на создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующими возрасту видами деятельности (игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно – эстетическое развитие ребёнка); на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие направления развития и образования детей (образовательные области): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения Программы МБДОУ «Детский сад № 11 г.Беслана». Результаты освоения образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования:
- ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры,
различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний,
построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;
- у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми
и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать
объяснения явлениям природы и поступкам людей;
- склонен наблюдать, экспериментировать;
- обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт;
- знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.;
- ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Содержательный раздел представляет общее содержание Программы МБДОУ «Детский сад № 16 г.Беслана» обеспечивающее полноценное развитие личности детей.
Программа МБДОУ «Детский сад № 11г.Беслана» состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений (вариативная часть).
Обязательная часть Программы МБДОУ «Детский сад № 11г.Беслана» отражает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти образовательных областях: коммуникативно-личностное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Обязательная часть разработана на основе основной образовательной Программы дошкольного образования «От рождения до школы» под. ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой и др.) Москва «Мозаика - Синтез», 2016).
Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы МБДОУ «Детский сад № 11 г.Беслана» и реализуется в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно- исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка)
Вариативная часть представлена региональным компонентом, целью которого является развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами региональной культуры РСО -Алания. Выбор данного направления для части, формируемой участниками образовательного процесса, соответствует потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива.
В содержательной части Программы МБДОУ «Детский сад № 11г.Беслана» также представлены особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
Цель взаимодействия педагогического коллектива ДОУ с семьёй заключается в обеспечение разносторонней поддержки воспитательного потенциала семьи, помощи родителям в осознании самоценности дошкольного периода детства как базиса для всей последующей жизни человека. Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка происходит через непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Задачами взаимодействия с семьями воспитанниками являются:
1) формирование психолого- педагогических знаний родителей;
2) приобщение родителей к участию в жизни ДОУ;
3) оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей;
4) изучение и пропаганда лучшего семейного опыта.
Система взаимодействия с родителями включает:
• ознакомление родителей с результатами работы ДОУ на общих родительских собраниях, анализом участия родительской общественности в жизни ДОУ;
• ознакомление родителей с содержанием работы ДОУ, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
• участие в составлении планов: спортивных и культурно-массовых мероприятий, работы родительского комитета
• целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах;
• обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях.
Организационный раздел содержит описание материально-технического обеспечения Программы МБДОУ «Детский сад № 11 г.Беслана» включает распорядок и режим дня, а также способы направления поддержки детской инициативы, особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации предметно -пространственной среды, перспективы работы по совершенствованию и развитию содержания Программы МБДОУ «Детский сад № 11г.Беслана» и обеспечивающих ее реализацию нормативно-правовых, финансовых, научно- методических, кадровых, информационных и материально-технических ресурсов.
Логопедическая работа строится на основе комплексного медико-педагогического подхода, который выражается в следующем:
· логопедические воздействия учителя-логопеда;
· максимальная помощь родителей и воспитателей.
Коррекционные занятия проводятся учителем-логопедом индивидуально.
Психологическая работа строится на основе комплексного психолого-медико-педагогического подхода, который выражается в следующем:
· комплексная диагностика интеллектуального и личностного развития воспитанников;
· анализ личных дел воспитанников и медицинских карт;
· развивающие и коррекционные занятия с детьми.·
·
Форма организации обучения в ДОУ
Форма организации обучения - это способ организации обучения, который осуществляется в определенном порядке и режиме.
Формы отличаются:
· по количественному составу участников,
· характеру взаимодействия между ними,
· способам деятельности,
· месту проведения.
В детском саду используются фронтальные, групповые, индивидуальные формы организованного обучения.
Индивидуальная форма организации обучения позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми.
Групповая форма организации обучения (индивидуально-коллективная). Группа делится на подгруппы. Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения.
Фронтальная форма организации обучения. Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание. При этом содержанием обучения на фронтальных занятиях может быть деятельность художественного характера. Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком - трудности в индивидуализации обучения.
Основной формой организации обучения в дошкольном образовательном учреждении является непосредственно образовательная деятельность (НОД). Непосредственно образовательная деятельность организуется и проводится педагогами в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ. НОД проводятся с детьми всех возрастных групп детского сада. В режиме дня каждой группы определяется время проведения НОД, в соответствии с "Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
Непосредственно образовательная деятельность организуется по всем направлениям воспитательно-образовательной работы с детьми: по ознакомлению с окружающим, по развитию речи, по музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности, конструированию, формированию элементарных математических представлений, по физической культуре.
При проведении непосредственно образовательной деятельности выделяется три основные части:
Первая часть - введение детей в тему занятия, определение целей, объяснение того, что должны сделать дети.
Вторая часть - самостоятельная деятельность детей по выполнению задания педагога или замысла самого ребенка.
Третья часть - анализ выполнения задания и его оценка.
Требования к организации непосредственно образовательной деятельности
Гигиенические требования:
· непосредственно образовательная деятельность проводятся в чистом проветренном, хорошо освещенном помещении;
· воспитатель, постоянно следит за правильностью позы ребенка,
· не допускать переутомления детей на занятиях.
· предусматривать чередование различных видов деятельности детей не только на различных занятиях, но и на протяжении одного занятия.
Дидактические требования
· точное определение образовательных задач НОД, ее место в общей системе образовательной деятельности;
· творческое использование при проведении НОД всех дидактических принципов в единстве;
· определять оптимальное содержание НОД в соответствии с программой и уровнем подготовки детей;
· выбирать наиболее рациональные методы и приемы обучения в зависимости от дидактической цели НОД;
· обеспечивать познавательную активность детей и развивающий характер НОД, рационально соотносить словесные, наглядные и практические методы с целью занятия;
· использовать в целях обучения дидактические игры (настольно-печатные, игры с предметами (сюжетно-дидактические и игры-инсценировки)), словесные и игровые приемы, дидактический материал.
· систематически осуществлять контроль за качеством усвоения знаний, умений и навыков.
Организационные требования
· иметь в наличие продуманный план проведения НОД;
· четко определить цель и дидактические задачи НОД;
· грамотно подбирать и рационально использовать различные средства обучения, в том число ТСО, ИКТ;
· поддерживать необходимую дисциплину и организованность детей при проведении НОД.
· не смешивать процесс обучения с игрой, т.к. в игре ребенок в большей мере овладевает способами общения, осваивает человеческие отношения.
· НОД в ДОУ не должна проводиться по школьным технологиям;
· НОД следует проводить в определенной системе, связывать их с повседневной жизнью детей (знания, полученные на занятиях, используются в свободной деятельности);
· организации процесса обучения полезна интеграция содержания, которая позволяет сделать процесс обучения осмысленным, интересным для детей и способствует эффективности развития. С этой целью проводятся интегрированные и комплексные занятия.
В настоящее время широко используется следующая классификация занятий с детьми дошкольного возраста.
Классификация занятий в ДОУ (по Н.С. Голицыной)
Дидактическая задача
1. Занятия усвоения новых знаний, умений;
2. Занятия закрепления ранее приобретенных знаний и умений;
3. Занятия творческого применения знаний и умений;
4. Комплексные занятия, где одновременно решается несколько задач.
Содержание знаний (раздел обучения)
1. Классические занятия по разделам обучения;
2. Интегрированные (включающие содержание из нескольких разделов обучения).
Формы организации обучения в повседневной жизни
На протяжении дня воспитатель имеет возможность осуществлять обучение при использовании разнообразных форм организации детей, имеют место фронтальные формы обучения:
· прогулка, которая состоит из:
- наблюдений за природой, окружающей жизнью;
- подвижных игр;
- труда в природе и на участке;
- самостоятельной игровой деятельности;
· экскурсии;
· игры:
- сюжетно-ролевые;
- дидактические игры;
- игры-драматизации;
- спортивные игры;
· дежурство детей по столовой, на занятиях
· труд:
- коллективный;
- хозяйственно-бытовой;
- труд в уголке природы;
- художественный труд;
· развлечения, праздники;
· экспериментирование;
· проектная деятельность;
· чтение художественной литературы;
· беседы;
· показ кукольного театра;
· вечера-досуги;
В ДОУ – выделено специальное время в процессе проведения режимных моментов, организована индивидуальная работа с детьми. Содержанием обучения в этом случае являются следующие виды деятельности:
· предметно-игровая,
· трудовая,
· спортивная,
· продуктивная,
· общение,
· сюжетно-ролевые и другие игры, которые могут быть источником и средством обучения.
Методы и приемы организации обучения
В ДОУ преобладают наглядные и игровые методы в сочетании со словесными методами
Процесс обучения детей в детском саду строится, опираясь на наглядность в обучении, а специальная организация среды способствует расширению и углублению представлений детей.